Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Верховный суд подтвердил, что налоговики вправе проводить контрольные закупки

Верховный суд подтвердил, что налоговики вправе проводить контрольные закупки
20 июля 2015 20 июля 2015

Налоговые инспекторы могут покупать товар (работы, услуги) с целью проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Такой вывод следует из обзора судебной практики № 2 (2015), который утвержден Президиумом Верховного суда 26 июня 2015 года.

Напомним, что до сих пор у судов не было единого мнения по поводу того, могут ли инспекторы проводить контрольные закупки. Так, Высший арбитражный суд в 2008 году указывал на то, что инспекторы не вправе проводить контрольные закупки. Суть позиции ВАС РФ кратко звучит так. Проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием. Налоговые органы проводить такие мероприятия не вправе. А использовать доказательства, полученные с нарушением закона, нельзя (см. например, постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08; см. «ВАС объяснил, почему налоговики не могут проводить контрольную закупку»). Эти разъяснения ВАС сразу же взяли на вооружение федеральные арбитражные суды и после решения высшей инстанции арбитры стали массово отменять штрафы за неприменение ККТ.

Год спустя Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-АД09-1 пришел к противоположному выводу. Контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы, к компетенции которых относится и проверка выдачи кассовых чеков (ст. 7 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Положения этой нормы не содержит запрета для налоговиков на покупку товара (работы, услуги) в целях проведения проверки. Следовательно, инспекторы могут проводить закупки в рамках контроля за соблюдением налогоплательщиками правил о применении ККТ (см. «Верховный суд признал право налоговиков на проведение контрольных закупок»).

Эту же позицию подтвердил Президиум Верховного суда в комментируемом обзоре. Судьи пояснили, что совершение налоговым инспектором расчетов с продавцом в рамках контрольной закупки не подпадает под регулирование Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». То есть проверочная закупка не является оперативно-розыскным мероприятием. Кроме того, в пункте 19 постановления Пленума ВС от 24.10.06 № 18 указано: акт контрольной закупки может служить доказательством, подтверждающим факт реализации товаров, при рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ. Следовательно, судья вправе приобщить к материалам дела акт контрольной закупки.

Напомним, что сейчас вместо двух высших судов (Высшего арбитражного и Верховного) действует один — Верховный суд РФ. Поэтому окружные суды при вынесении решений, вероятно, будут учитывать позицию ВС.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

2 500
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер