Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
До 30.06 старую ККТ надо заменить на онлайн-кассу Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
22 мая
10 мая
16 мая абоненты «Контур.Экстерна» смогут бесплатно посмотреть вебинар, посвященный налоговым вычетам по НДС
2 мая
В мае все желающие могут бесплатно посмотреть вебинары, посвященные госзакупкам

Минкомсвязи предложил ввести госмонополию на выдачу КЭП: чем эти поправки грозят налогоплательщикам и участникам торгов

24 апреля 2017

Минкомсвязи России разработало проект поправок в Федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Проект предполагает, что полномочия по выпуску квалифицированных электронных подписей (КЭП) должны полностью перейти от коммерческих удостоверяющих центров к государственным структурам. Данный законопроект 16 марта был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и уже получил ряд критических отзывов как со стороны IT-компаний, так и со стороны экспертного совета при правительстве РФ и ряда других государственных структур.

Что предлагает Минкомсвязи

Следует обратить внимание на то, что упомянутый законопроект был разработан федеральным министерством по итогам совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. В ходе совещания были озвучены основные нарекания к действующей системе выдачи сертификатов электронной подписи. Распространены нарушения, которые касаются идентификации лиц, обратившихся за сертификатом электронной подписи (выдача сертификатов по поддельной доверенности, предъявленной заявителем). Кроме того, авторы законопроекта считают недостаточным контроль за коммерческими удостоверяющим центрами (УЦ).

Обсуждаемый законопроект предлагает исправить названные недостатки революционным путем — отменить действующую систему коммерческих УЦ и передать все их функции государству. Таким образом, выпуском сертификатов КЭП займется федеральный орган исполнительной власти, а точнее несколько созданных им государственных удостоверяющих центров. Предполагается, что таких центров будет всего два. Но, возможно, к работе по выдаче КЭП будут привлечены многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) и органы Казначейства РФ.

Помимо этого предлагается ввести новый тип квалифицированного сертификата ЭП — полномочный сертификат. В нем будут содержаться сведения о физическом лице — владельце такого сертификата. В частности, информация о его полномочиях в целях совершения им юридически значимых действий.

Чем обернутся новшества для пользователей КЭП

На стадии общественного обсуждения, которая закончилась 12 апреля, законопроект набрал более 1 500 отрицательных отзывов и всего 4 положительных. Такая статистика была озвучена Юрием Малининым, президентом ассоциации «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» на круглом столе «Сфера электронных услуг Российской Федерации. Пути развития и угрозы», который состоялся 20 апреля.

Главная претензия к предложенной системе государственных УЦ состоит в том, что она не будет ориентирована на «конечного потребителя» — на организации, предпринимателей и «простых» физлиц. Простое сравнение: в настоящее время выдачей сертификатов КЭП занимаются более 400 коммерческих удостоверяющих центров. При этом на территории страны открыто более 5 000 точек выдачи. Государственная система с двумя УЦ, системой МФЦ и органами казначейства такой «ширины охвата» территории обеспечить не сможет. По крайней мере, на протяжении нескольких первых лет существования.

Второй негативный момент заключается в том, что государственные УЦ не смогут предложить пользователям тот уровень техподдержки, который в настоящее время задали коммерческие удостоверяющие центры. «Коммерческие УЦ не нагружают пользователей техническими деталями работы с электронной подписью или установкой специфического программного обеспечения, — говорит Анастасия Лабуцкая, эксперт общероссийской общественной организации «Опора России» и руководитель группы взаимодействия с информационными системами СКБ Контур. — Кроме того, в настоящее время пользователи могут круглосуточно получать консультации по вопросам пользования КЭП в центрах техподдержки. Есть сомнения, что государственные УЦ смогут обеспечить пользователю такой же уровень комфорта».

Этот факт признают и представители федеральных ведомств. По словам Федора Новикова, заместителя руководителя Управления информационных технологий ФНС России, налоговая служба пока не готова брать на себя риски по консультации пользователей КЭП. Особенно во время пиковых нагрузок на службу — в периоды сдачи налоговой отчетности.

Третье серьезное опасение состоит в том, что создание системы государственных УЦ растянется на много лет. Никаких правил выдачи КЭП в переходный период в законопроекте не прописано. Поэтому никто из экспертов не берется предсказать, как в это время будет функционировать система сдачи налоговой отчетности в электронном виде, система электронных торгов и прочие сферы деятельности, где требуется применение КЭП.

Есть еще один немаловажный вопрос — что будет со стоимостью выдачи сертификата КЭП? Все эксперты едины во мнении, что стоимость возрастет. Предположительно, стоимость сертификата КЭП для физлиц будет составлять около 2 500 рублей, а для организаций и предпринимателей — еще дороже. Для сравнения: в настоящее время удостоверяющий центр СКБ Контур выпускает квалифицированную электронную подпись для физлиц за 1 000 рублей, а для организаций — за 3 000 рублей.

Перспективы законопроекта

В настоящее время законопроект еще не обрел свой окончательный вид. Пока подготавливается заключение об итогах его общественного рассмотрения. Ведущие IT-компании направили свои предложения по совершенствованию документа. Предлагается не разрушать систему выдачи КЭП, которая выстраивалась более 20 лет, а усовершенствовать ее. В частности, разработать типовой порядок идентификации  пользователей, перейти от заявительной формы аккредитации УЦ к экспертизе соответствия, не вводить еще один вид сертификата (полномочный сертификат) и ужесточить ответственность УЦ.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер