Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

ЕГАИС 3.0 и помарочный учет: как оформлять документы на крепкий алкоголь

ЕГАИС 3.0 и помарочный учет: как оформлять документы на крепкий алкоголь
30 июля 30 июля 2018

Помарочный (или поштучный) учет применяется к алкоголю, который выпускается с акцизными и федеральными специальными марками нового образца. Такие марки содержат в QR-коде 150 символов (в марках старого образца их 68). При этом право производителей и импортеров наносить код на марки с 1 июля 2018 года перешло к АО «Гознак». Предполагается, что продукция со старыми марками будет постепенно вытесняться продукцией, маркированной по-новому. С введением новых марок меняется и документооборот в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). В настоящей статье эксперты сервиса для работы с ЕГАИС «Контур.Маркет» расскажут о том, в чем заключается помарочный учет алкоголя, и как оформлять документы для ЕГАИС при таком учете.

Чем помарочный учет отличается от обычного

В обороте алкогольной продукции участвуют производители, дистрибьюторы, оптовики, розничные продавцы и предприятия общепита. Каждый участник цепочки отправляет в ЕГАИС соответствующие данные: о получении товара, о возврате его поставщику или о продаже.

Если организация получает партию алкоголя со старыми марками, ЕГАИС «видит» местонахождение отдельной бутылки только на начальном этапе и на конечном этапе оборота. Первый раз — когда произведенный алкоголь маркируется, а второй раз — когда его приобретает покупатель в магазине или посетитель в ресторане.

При розничной торговле кассир должен считать марку в момент продажи алкоголя через кассу. Это обязательное требование  действует с 1 октября 2016 года. На предприятии общепита марка сканируется при вскрытии бутылки. Это считается фактом продажи алкоголя и фиксируется в ЕГАИС в виде акта списания с основанием «Реализация». Данное требование для общепита введено с 15 января 2018 года (это был первый этап перехода на помарочный учет).

Обычный учет алкоголя в ЕГАИС происходит по партии. Для учета необходимы алкокод (код продукции согласно справочника ЕГАИС) и сопроводительные документы, к которым относятся справки А и Б. Алкокод — это уникальный идентификатор продукции. В него «зашиты» данные о виде и крепости напитка, емкости тары, реквизитах производителя. Справка А содержит информацию о произведенной на заводе партии, а справка Б — о количестве товара, который поступил покупателю.

При данной системе учета существовала лазейка для нарушителей. В рознице (до 1 октября 2016 года) и общепите (до 15 января 2018 года) можно было один раз получить партию алкоголя, приняв его в ЕГАИС, а затем списывать или ставить товар на баланс бесконечное количество раз. ЕГАИС не фиксировала эти нарушения автоматически. Сотрудники контролирующих органов могли выявить их только при ручной обработке данных.

Если организация получает партию алкоголя с новыми марками, ЕГАИС «видит» на каком этапе цепочки находится каждая конкретная бутылка.

Для учета алкоголя по-прежнему нужны алкокод, а также справки А и Б. Но при поштучном учете ЕГАИС будет идентифицировать продукцию не только по этим данным, но и по коду марки с каждой бутылки.

Схитрить с количеством полученного и проданного алкоголя уже не получится, поскольку код марки должен стоять в накладных и актах для ЕГАИС. Формат данных документов Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) обновила весной этого года. Предполагается, что поштучный учет позволит государству усилить контроль за оборотом алкоголя и бороться с подделками.

Как связаны помарочный учет и формат 3.0

Документы, которыми организации обмениваются с ЕГАИС, имеют строго определенный формат. Он представляет собой набор обязательных полей для отображения наименования продукции, алкокода, реквизитов организации и других данных. Большинство полей автоматически заполняется с помощью сервиса для работы с ЕГАИС, например, сервиса «Контур.Маркет».

С развитием ЕГАИС содержание таких документов меняется, а с ними меняется и порядковый номер формата. На третий формат (или формат ЕГАИС 3.0) пользователи перешли с 15 марта 2018 года, когда в накладных появилось поле для отображения кода акцизной марки. Но это поле можно было оставлять пустым. Предполагалось, что ФСРАР сделает его обязательным для заполнения всеми пользователями с 1 июля 2018 года.  Однако позже чиновники решили, что указывать код акцизной марки в документах для ЕГАИС нужно только в отношении того алкоголя, на который нанесены марки нового образца. Таким образом, с июля 2018 года введен помарочный учет алкоголя с новыми марками. При этом учет крепкого спиртного со старыми марками не изменился.

Как работать с ЕГАИС при поштучном учете

Как было сказано выше, при поштучном учете алкоголя с новыми марками в документах для ЕГАИС необходимо указывать маркировку каждой бутылки. Это делается с помощью 2D-сканера или мобильного приложения «Контур.Сканер» для работы в сервисе «Контур.Маркет».

Рассмотрим, как следует оформлять документы для ЕГАИС при помарочном учете.

1. Входящая накладная

Если нужно оприходовать весь алкоголь, указанный в накладной, то ее надо принять. ЕГАИС получит от вас подтверждение и пришлет ответ о том, что продукция поставлена на баланс.

Рекомендуем сканировать марки во время приемки товара. Так вы будете уверены, что на балансе оказалась именно та продукция, которую вы получили по факту. Если этого не сделать, то может случиться так, что марка в накладной не будет соответствовать марке на бутылке. Но узнать об этом вы сможете только во время продажи. При этом в ЕГАИС уйдет информация о том, что имеются указанные расхождения. А это является нарушением законодательства.

Чтобы избежать описанной выше проблемы, сервис «Контур.Маркет» предлагает проверять марки на пересортицу до того, как поставить алкоголь на баланс.

Для проверки на пересорт нужно отсканировать каждую бутылку перед тем, как принять накладную.

После проверки нажмите кнопку «Принять товары», и данные уйдут в ЕГАИС.     Если вы принимаете накладную частично, «Контур.Маркет» автоматически оформит акт расхождений.  

2. Исходящая накладная

Этим документом оформляются следующие действия:

  • возврат товара поставщику;
  • перемещение товара в другой магазин одной и той же организации;
  • поставка товара партнеру.

Для формирования исходящей накладной также необходимо отсканировать акцизную марку. «Контур.Маркет» не направит в ЕГАИС накладную, в которой не указан код марки. Тем самым сервис защищает пользователя от совершения ошибки.

3. Акт о списании

Ранее сканировать марку для составления акта нужно было только предприятиям общепита и только при списании продукции с основанием «Реализация». Новые марки необходимо считывать сканером вне зависимости от того, по какой причине списан алкоголь (реализован, украли, разбили, иное). Причем, данное требование распространяется также и на розничных продавцов.

Отметим, что сервис «Контур.Маркет» подсказывает, каким способом нужно добавить позицию в акт — по-старому из каталога или по-новому, путем считывания марки. В сервисе есть все необходимые уведомления и подсказки для того, чтобы пользователь не испытал затруднений, когда продукция с новыми марками появится в обороте.

1 275
закрыть