Получайте уведомления о главных
бухгалтерских новостях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Обязательная маркировка табака и других товаров: зачем она нужна, и как к ней подготовиться

Обязательная маркировка табака и других товаров: зачем она нужна, и как к ней подготовиться
Елена Маврицкая, 6 марта 6 марта 2019

С 1 июля 2019 года вводится обязательная маркировка табачной продукции. С этой же даты  планируется ввести маркировку для обуви, а с декабря — еще для семи товарных групп. Требования, касающиеся маркировки товаров, распространяются на производителей, импортеров, а также оптовых и розничных продавцов. Чтобы выполнить все требования, нужно, во-первых, разобраться в принципах маркировки, и во-вторых, приобрести необходимое оборудование и настроить программы. Наша статья поможет получить общее представление о системе маркировки и о том, как к ней подготовиться.

Зачем нужна маркировка

Маркировка требуется для того, чтобы государство могло отслеживать путь каждого товара от производителя или импортера до конечного потребителя. Предположительно это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, избавит рынок от контрафактной продукции. Во-вторых, вытеснит с рынка тех, кто укрывает доходы и уклоняется от уплаты налогов. В-третьих, позволит покупателям легко получать полную и правдивую информацию о маркированной продукции.

Маркировка (то есть метка с уникальным цифровым кодом) наносится на товар в процессе производства или при импорте. Далее сведения о товаре с данным кодом на каждом этапе его перемещения в режиме онлайн попадают в специальную информационную систему.

Как только товар продается конечному покупателю, либо списывается из-за порчи или хищения, система получает сведения об изъятии продукции из оборота. Таким образом, контролирующий орган может по уникальному цифровому коду точно установить, у кого сейчас находится та или иная товарная единица. А покупатель, считав код при помощи мобильного приложения, может узнать, от кого поступил товар, и была ли поставка легальной.

Как внедряют маркировку в России

Обязательная маркировка

До 2019 года в обязательном порядке требовалось маркировать только два вида продукции: алкоголь и меховые изделия. Для сбора сведений об алкоголе предназначена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которую курирует Росалкогольрегулирование (см. «ЕГАИС: кто, когда и как обязан подключиться к этой системе»). Для сведений о меховых изделиях — информационная система «Маркировка», курируемая налоговиками (см. «Маркировка меховых изделий: что должны сделать впроизводители, импортеры и продавцы меха»).

В 2019 году маркировка станет обязательной еще для нескольких групп товаров (распоряжение Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р, постановление Правительства РФ от 28.02.19 № 224; см. табл.). Сведения о них будут поступать в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». В рамках единой системы «Честный знак» предусмотрены отдельные подсистемы, предназначенные для каждой из групп маркируемой продукции. В частности, для табачной продукции создана Информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Каждая организация, участвующая в обороте продукции (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки.

Оператором «Честного знака» назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Одна из его функций — вести так называемый национальный каталог товаров, где должны храниться данные по всем маркированным категориям товаров. Этот каталог будет интегрирован с информационными системами различных ведомств: Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества, ФНС России и проч.

Покупатели могут скачать мобильное приложение «Честный знак» в App Store и Google Play и пользоваться им для считывания сведений о маркированном товаре.

Сроки ввода обязательной маркировки и передачи сведений в систему «Честный знак»

Дата начала обязательной маркировки товаров

Группа товаров

Коды ТН ВЭД

Коды ОКПД 2

1 июля 2019 года

Обувь

6401; 6402; 6403; 6404; 6405

15.20.11, 15.20.12, 15.20.13; 15.20.14; 15.20.21; 15.20.29; 15.20.31; 15.20.32; 32.30.12

  Сигареты (ввод в оборот и розничная продажа)
2402 20
12.00.11.130
  Папиросы (ввод в оборот и розничная продажа)
2402 20 900 0
12.00.11.140

1 декабря 2019 года

Духи и туалетная вода

3303 00

20.42.11

Шины и покрышки пневматические резиновые новые

4011

22.11.11; 22.11.12; 22.11.13; 22.11.14; 22.11.15; 22.11.20

Кожаная одежда (включая рабочую)

4203 10 000

14.11.10

Блузы, блузки и блузоны женские (вязаные и трикотажные)

6106

14.14.13

Верхняя одежда мужская, женская и детская (пальто, куртки, плащи и т.д.)

6201; 6202

14.13.21; 14.13.31

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

6302

13.92.13; 13.92.14

Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки

9006

26.70.12; 26.70.14; 26.70.17; 26.70.19

1 июля 2020 года Сигареты (оборот) 2402 20 12.00.11.130
  Папиросы (оборот) 2402 20 900 0 12.00.11.140
1 июля 2021 года Остальные виды табачной продукции 2402 (кроме 2402 20 и 2402 20 900 0) 12.00.11 (кроме 12.00.11.130 и 12.00.11.140)

В 2020 году перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, пополнят лекарства. Позднее (сроки пока не названы) маркировать свою продукцию обяжут производителей и импортеров пива и молока. Планируется, что к 2024 году большинство товаров нужно будет в обязательном порядке маркировать и отражать в системе «Честный знак».

Добровольная маркировка

Изготовители, импортеры, оптовики и розничные продавцы некоторых групп товаров могут добровольно маркировать свою продукцию еще до того, как маркировка станет для них обязательной. Сегодня такая возможность есть у тех, кто занимается реализацией лекарств, обуви, табачной продукции, духов и туалетной воды, фотокамер, фотовспышек и одежды. Позже такая возможность появится у тех, кто продает шины и молоко. Добровольная маркировка помогает заранее подготовиться к началу обязательного этапа.

Как сведения о маркированном товаре попадают в систему «Честный знак»

Производство и импорт

Сначала производитель или импортер направляет оператору системы «Честный знак» запрос на получение кодов маркировки. Оператор генерирует двумерные DataMatrix коды, которые представляют собой электронный паспорт продукции. В кодах отражена исчерпывающая информация о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дата и место продажи и т.д. DataMatrix код состоит из двух частей: кода идентификации (определяет позицию товара в единой системе и в национальном каталоге) и кода проверки (его также называют крипто-хвостом). Подделать DataMatrix код на практике невозможно.

Далее производитель наносит марки с полученными двумерными кодами на упаковку каждого изделия (в случае с табаком — на каждую пачку сигарет). Импортер тоже должен нанести марки. Причем, сделать это надо еще до прибытия товара на таможенную территорию РФ. Если какие-то коды остались неиспользованными, производитель или импортер должен сообщить об этом оператору «Честного знака».

При отгрузке создаются первичные электронные документы (при операциях с табаком — это универсальные передаточные документы или УПД), в которых должны быть отражены двумерные коды DataMatrix, присвоенные товарам. Производитель или импортер подписывает электронную «первичку» усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и передает в систему маркировки (в случае с табаком в систему ИС МОТП).

Передача товара от одного владельца к другому

Организация или ИП, получившая товар, подписывает первичный документ своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Система маркировки (для табака — это ИС МОТП) фиксирует, что продукция перешла к новому собственнику. Если новый владелец перепродает товар, то при отгрузке он формирует еще один электронный первичный документ с двумерным кодом DataMatrix, который ранее был присвоен этому товару, и подписывает документ УКЭП. Получатель при приемке ставит свою электронную подпись и так далее, пока продукция не поступит в розничную продажу.

Розничная продажа

В момент розничной продажи кассир сканирует DataMatrix код с марки, нанесенной на товар. Онлайн-касса передает оператору фискальных данных (ОФД) сведения о реализации, а оператор направляет их налоговикам. Одновременно ОФД отправляет сведения о сканированном DataMatrix коде в систему маркировки (для табака — в систему ИС МОТП). Если окажется, что код в системе не значится, продажа будет заблокирована. Если код будет обнаружен и продажа состоится, система маркировки зафиксирует, что соответствующая товарная единица выведена из оборота.

Что потребуется компаниям и ИП для маркировки товара

Всем, кто задействован в перемещении товара — поставщикам, импортерам, оптовикам и розничным продавцам — необходимо подготовиться к маркировке. Для этого нужно пройти несколько шагов.

Шаг 1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)

УКЭП нужна для регистрации в единой системе «Честный знак». Так, продавцы табака не смогут зарегистрироваться в Информационной системе мониторинга оборота табачной продукции без электронной подписи. В процессе работы УКЭП будет использоваться для подписания и передачи в систему электронных передаточных документов, оформленных при перемещении товара. Те, кто ранее приобрел УКЭП для участия в торгах, для электронного документооборота или для сдачи отчетности, смогут использовать эту подпись и для целей маркировки.

Шаг 2. Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО)

Система юридически значимого электронного документооборота нужна всем, кто отгружает и (или) принимает маркированные изделия. Обойтись «бумажными» документами не получится, потому что каждый документ надо в онлайн режиме передать в информационную систему (для операций с табаком — это система ИС МОТП). Только получив электронный документ, система сможет зафиксировать передачу права собственности на товар, помеченный уникальным DataMatrix кодом. Если вы уже подключены к системе ЭДО, надо лишь доработать ее настройки для целей маркировки.

Шаг 3. Приобрести 2D-сканер

При помощи 2D-сканера кассиры в розничных магазинах в момент продажи будут считывать код с упаковки товара, и пересылать оператору фискального документооборота.

Обязанности сканировать товар при приемке на сегодняшний день нет. Однако оптовики и розничные торговцы могут это делать по своей инициативе, чтобы проконтролировать наличие товара в поступившей партии. Также сканирование позволит каждому участнику оборота провести инвентаризацию на складе и убедиться, что товар, отраженный в учетной системе копании, числится за этой компанией в информационной системе маркировки (для табака — в системе ИП МОТП). По этой причине 2D-сканер пригодится не только рознице, но также оптовикам, производителям и импортерам.

Отметим, что не все 2D-сканеры способны считать коды, нанесенные при маркировке. Существуют «слабые» модели, которые с этой задачей не справятся. Поэтому к выбору сканера следует подойти со всей серьезностью.

Шаг 4. Подключиться к оператору фискальных данных

Это шаг необходим лишь розничным продавцам, так как данные о продаже товара конечному потребителю сначала поступают от кассира к оператору фискальных данных, а от него — в информационную систему маркировки (для табака — в систему ИП МОТП). Производителям, импортерам и оптовикам подключение к ОФД в целях маркировки товаров не требуется (при условии, что у них нет расчетов с физлицами).

Шаг 5. Обновить программное обеспечение онлайн-кассы (а возможно, и кассу)

Этот шаг также необходим лишь розничным продавцам. Для них важно, чтобы касса и установленное на ней программное обеспечение позволяли пересылать оператору фискальных данных сведения о продажах маркированной продукции. Производителям, импортерам и оптовикам онлайн-кассы для целей маркировки товаров не нужны (при условии, что у них нет расчетов с физлицами).

Шаг 5. Доработать или заменить свою учетную систему

Учетная система, которой пользуется организация или ИП, должна «уметь» работать с кодами маркировки. Если такая возможность отсутствует, систему придется доработать или даже заменить.

Шаг 6. Обеспечить возможность передачи сведений в систему «Честный знак»

Все, кто отгружает или принимает маркированную продукцию, обязаны наладить передачу сведений в учетную систему «Честный знак». Для этого понадобится специальное IT-решение. Его можно разработать самостоятельно, а можно приобрести готовое.

Ответственность за отказ от маркировки и другие нарушения

Тем, кто отказался от обязательной маркировки или нарушил ее правила, грозит административная ответственность по статье 15.12 КоАП РФ. Так, за производство товаров без обязательной маркировки или с нарушением правил маркировки предусмотрен штраф:

  • для организаций — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей,
  • для должностных лиц и ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

За реализацию, хранение, перевозку или приобретение с целью сбыта товаров без обязательной маркировки предусмотрен штраф:

  • для организаций — от 50 тыс. до 300 тыс. рублей,
  • для должностных лиц и ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Дополнительно к штрафу предусмотрена конфискация указанного товара (ч. 1, 2 ст. 15.12 КоАП РФ).
 
Также за отказ от обязательной маркировки возможна уголовная ответственность в соответствии со статьей 171.1 УК РФ. Это может быть штраф до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. Возможен и другой вариант наказания — принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев. Если судьи сочтут, что преступление совершено группой лиц и (или) в особо крупном размере, то наказание будет еще более суровым.

2 620