Электронный больничный лист в 2022 году

Электронный больничный лист в 2022 году
Электронный больничный лист в 2022 году
5 июля 2022

В 2022 году все больничные стали электронными. Бумажные бюллетени больше не оформляются. О том, как получить и оплатить электронный листок нетрудоспособности, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.

Вводная информация

Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).

После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. Начиная с 2022 года, бумажные больничные в общем случае не используются. Листки нетрудоспособности теперь электроные (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ; см. «С 2022 года электронные больничные будут формировать без согласия пациента»).

В 2022 году действует порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ Минздрава от 23.11.21 № 1089н; далее — Порядок № 1089н).

Экстерн Работать с электронными больничными и сдавать всю сопутствующую отчетность через «Контур.Экстерн»

Что такое электронный листок нетрудоспособности

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2022 года), медучреждение может формировать больничный лист только в электронной форме без дублирования на бумаге. Такой бюллетень размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании может получить от врачей выписку из указанного документа. Подробнее см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям».

ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что прежде имел традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.

Важно

 

Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.

Условия работы с ЭЛН

В 2021 году больничный лист в электронном виде выдавали заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Об этом говорилось в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 16.12.17 № 1567. В 2022 году данный пункт не действует. Следовательно, сейчас ЭЛН оформляют без согласия пациента (см. «С 2022 года электронные больничные будут формировать без согласия пациента»).

Что касается работодателей, то для них с 2022 года работа с ЭЛН стала обязательной.

Чтобы пользоваться системой «Соцстрах», нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567). 

Электронная подпись Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой Подать заявку

Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.

Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которые интергирована опция «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности «Контур.Экстерн».

Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация принимает только ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что бумажные бюллетени сейчас не оформляются, что, несомненно, экономит им время.

Как получить ЭЛН

После того, как врач закроет больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть. Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.

Внимание

 

Выданный работнику талон с номером ЭЛН не является документом строгой отчетности. Передавать его работодателю не нужно. Талон не является обязательным документом для расчета и оплаты больничного. Работодатель не должен  ни требовать его от работника, ни ждать, когда работник его предъявит.

Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать движение средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.

Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя

Информацию об открытии, закрытии, продлении и аннулировании электронных бюллетеней работодатель получает из системы «Соцстрах».  Далее страхователь размещает в ней сведения для расчета пособия по каждому ЭЛН и скрепляет их усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Сделать это необходимо в течение трей рабочих дней с момента получения сообщения о закрытом больничном листе.

Какие именно указать сведения, ФСС сообщит в своем запросе. Если все данные у инспекторов уже есть, они не станут запрашивать информацию. Подробнее см. «Какие сведения ФСС запросит у работодателя при начислении пособия: читаем новые правила».

Экстерн Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Подключиться

Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то соцстрах пришлет ему извещение, где указан список необходимых исправлений. Внести их нужно в течение 5-ти рабочих дней с даты получения извещения.

ФСС выплатит пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя сведений (см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям»). Пособие за первые 3 дня болезни по-прежнему выплачивает работодатель из собственных средств.

Важно

 

Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.

Плюсы и минусы электронного больничного

Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:

  • полную защиту от оплаты поддельных больничных листов. Подлинность ЭЛН проверяет ФСС еще на этапе выдачи документа медучреждением. А значит, работодатель, запрашивая электронный больничный по номеру, предоставленному работником, получает для оплаты уже проверенный и одобренный фондом документ;
  • отсутствие необходимости хранить больничные листы и предъявлять их при проверках. Вся информация об ЭЛН всегда есть в распоряжении ФСС, который может проверить ее без участия организации. А значит, предъявлять электронные больничные листы при проверках не придется. Это подтверждается на сайте ФСС.

Есть удобства и для работников. Электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать движение выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.

Что касается минусов перехода на новую систему, то, пожалуй, самый существенный из них на данный момент — сложности при работе с ЭЛН, которые могут возникать из-за технических сбоев в функционировании соответствующих электронных систем.  Если судить по информации, размещенной на сайте ФСС, ошибки в работе систем достаточно оперативно устраняются.

Практические выводы

Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя и для работников. Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).

Экстерн Заполнить и сдать сведения о застрахованных лицах в ФСС
В закладки Поделиться 86 143