Учитесь бесплатно! Смотрите записи актуальных вебинаров для бухгалтеров и предпринимателей Выбрать видео
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Укажите адрес электронный почты, который вы использовали для регистрации
Восстановить Вернуться
Инструкция отправлена

Маркировка табака 2020: сроки, штрафы, требования, последние новости

Маркировка табака 2020: сроки, штрафы, требования, последние новости
Маркировка табака 2020: сроки, штрафы, требования, последние новости
26 мая 2020

Первый этап обязательной маркировки табачных изделий начался в июле 2019 года. На каждую пачку сигарет и папирос стали наносить коды Data Matrix, а данные о розничных продажах передавать в систему цифровой маркировки «Честный знак». Следующий этап стартует в июле 2020 года, и распространится на остальные виды табачных изделий: сигары, сигариллы, кальянный табак и др. Расскажем, что должны делать участники табачного рынка, чтобы выполнить все требования закона и не платить штрафы.

Какая табачная продукция подлежит маркировке

Под маркировку рано или поздно должны попасть все табачные изделия. Это следует из Правил маркировки табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.19 № 224 (далее — Правила).

Но для разных видов изделий установлены свои сроки. Поэтому обязательная маркировка проходит в несколько этапов.

Этапы маркировки табака и табачной продукции

Всего выделяют четыре этапа.

Этап 1. Стартовал 1 июля 2019 года.

Начиная с указанной даты, производители и импортеры должны наносить уникальный код Data Matrix на каждую пачку сигарет и папирос.

Оптовики, закупающие сигареты и папиросы непосредственно у изготовителей или импортеров, стали получать универсальные передаточные документы (УПД) через систему электронного документооборота. Затем подписывать УПД своей квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в государственную информационную систему (ГИС) мониторинга «Честный знак».

Электронная подпись Закажите электронную подпись для работы в системах обязательной маркировки Получить через час

Розничные торговцы начали сообщать в ГИС мониторинга сведения о каждой реализованной пачке с кодом Data Matrix.

Сигареты и папиросы, произведенные до июля 2019 года (и по этой причине не маркированные), разрешили продавать без передачи данных в систему «Честный знак».

СПРАВКА. Сигареты — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.130 по ОКПД 2. Папиросы — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.140 по ОКПД 2.

Все прочие виды табачных изделий на первом этапе не маркировались.

Этап 2. Стартует 1 июля 2020 года.

Вступает в силу запрет на продажу немаркированных сигарет и папирос независимо от даты их производства или импорта. У розничных торговцев появится дополнительная обязанность: при приемке сигарет и папирос получить электронный УПД, подписать своей квалифицированной электронной подписью и передать сведения об этом в систему «Честный знак».

Изначально предполагалось, что после 1 июля участники оборота уже не смогут маркировать остатки сигарет и папирос. Но срок  продлили до 1 декабря 2020 года. До этой даты можно хранить, транспортировать (но не продавать) немаркированные сигареты и папиросы, бывшие в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года. Разрешено наносить на них средства идентификации (постановление Правительства от 30.06.20 № 953; см. "Продлен срок маркировки остатков сигарет и папирос"). 

Диадок Бесплатно обмениваться с контрагентами УПД и счетами‑фактурами через интернет

С июля 2020 года изготовители и импортеры будут наносить код Data Matrix на все виды табачной продукции, в том числе, сигариллы, сигары, кретек и проч. Оптовики, закупающие их напрямую у производителей и импортеров, станут получать и передавать в ГИС мониторинга УПД, а розничные торговцы — передавать данные о продажах в ГИС мониторинга.

Табачные изделия, кроме сигарет и папирос, произведенные или ввезенные в РФ до июля 2020 года (и по этой причине не маркированные) разрешат продавать без передачи сведений в систему «Честный знак».

Этап 3. Стартует 1 декабря 2020 года.

Прекращается  маркировка сигарет и папирос, находившихся в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года.

Этап 4. Стартует 1 июля 2021 года.

Вступает в силу запрет на продажу любой немаркированной «табачки» независимо от даты ее изготовления или импорта. Оптовых и розничных торговцев обяжут при приемке всей табачной продукции (а не только сигарет и папирос) получать УПД, подписывать его квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в ГИС «Честный знак».

Код маркировки табачной продукции

Как выглядит Data Matrix? Это двумерный штриховой код, состоящий из черных и белых модулей. Они помещены в сетку квадратной или прямоугольной формы. Data Matrix расположен на сигаретной (или папиросной) пачке и занимает относительно мало места.

СПРАВКА. Потребитель может считать код при помощи мобильного приложения. В результате он получит информацию о происхождении товара, а значит, уверенность в легальности поставки.

Требования к маркировке табака

Изготовителям, импортерам, оптовикам и розничным продавцам «табачки» необходимо зарегистрироваться в ГИС мониторинга. Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она понадобится также для подписания универсальных передаточных документов и передачи их в систему «Честный знак».

ВНИМАНИЕ. Усиленная КЭП, приобретенная для других целей (например, для участия в электронных торгах по госзакупкам или для сдачи отчетности по интернету) подойдет и для целей маркировки.

Электронная подпись Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Плюс к этому не обойтись без подключения к системе электронного документооборота (ЭДО), ведь передача сведений в «Честный знак» проходит в онлайн-режиме. Как следствие, участникам табачного рынка нельзя обмениваться только «бумажными» документами.

Диадок Подключиться к системе электронного документооборота для целей обязательной маркировки

Маркировка табака для ритейла

Помимо УКЭП и подключения к ЭДО магазинам и предприятиям общепита дополнительно понадобится оборудование и специальные сервисы:

  • кассовый аппарат с прошивкой, поддерживающей тег 1162 для маркированных товаров;
  • программное обеспечение для ККТ, которое «умеет» формировать и направлять оператору фискальных данных чек, содержащий код Data Matrix;
  • подключение к оператору фискальных данных (ОФД), у которого есть модуль маркировки;
  • 2D-сканер для считывания штрихкода Data Matrix. Если сканер уже есть, с помощью специального теста можно проверить, годится ли он для реализации маркированных изделий.

Маркет Полный комплект для онлайн-ККТ: касса по спеццене, ОФД, настройка ККТ с регистрацией в ФНС и товароучетная система со скидкой Отправить заявку

ВНИМАНИЕ. Среди розничных торговцев табаком есть организации и ИП, освобожденные от применения онлайн-касс (подробнее см.: «Переход на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года: кто получит новую отсрочку»). Но данное освобождение не распространяется на правила маркировки. Это значит, что компании и предприниматели, не использующие ККТ для продажи товаров, наравне с другими участниками табачного рынка обязаны передавать сведения в ГИС мониторинга. Но делать это они должны самостоятельно, а не через ОФД. То же самое относится и к продавцам, применяющим кассовую технику в автономном режиме.

Маркировка табака для оптовиков

Им, как и прочим участникам табачного рынка, следует получить УКЭП и подключиться к оператору электронного документооборота.

В отличие от ритейла, оптовикам не нужно заключать договор с ОФД, приобретать кассу и программное обеспечение для ККТ.

Нужен ли для оптовой торговли 2D-сканер, считывающий код Data Matrix? Строго говоря, не нужен, так как закон не обязывает сканировать табачную продукцию при приемке. Но многие оптовики все же приобретают такое оборудование. Оно позволяет контролировать наличие товара в каждой полученной партии и проводить сверку продукции на складе с изделиями, отраженными в системе.

Сроки маркировки табачной продукции

В Правилах установлены сроки совершения действий, необходимых для перехода на обязательную маркировку табачной продукции. Вот основные из них:

  • в течение 7 календарных дней с момента начала деятельности, связанной с оборотом «табачки», новые участники рынка (производители, импортеры, оптовики и ритейл) должны зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
  • не позднее 21 календарного дня с даты регистрации производители и импортеры должны направить заявку на получение регистратора эмиссии марок (или удаленного доступа к нему), а розница и оптовики — подготовить оборудование и программы для взаимодействия с системой;
  • в течение 3 рабочих дней с момента оптовой передачи (приемки) товара сформировать, подписать КЭП и передать в «Честный знак» универсальный передаточный документ (как говорилось выше, данная обязанность вводится поэтапно).

Штрафы за отсутствие маркировки

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.12 КоАП РФ. В ней сказано, что попавший в оборот немаркированный товар будет конфискован. Также предусмотрены штрафные санкции (см. табл.).

Таблица

Административные штрафы за несоблюдение правил маркировки

Нарушение

Размер штрафа

для организаций

для должностных лиц и ИП

Производство товаров без обязательной маркировки или с нарушением правил маркировки

от 50 000 до 100 000 руб.

от 5 000 до 10 000 руб.

Реализация, хранение, перевозка или приобретение с целью сбыта товаров без обязательной маркировки

от 50 000 до 300 000 руб.

от 5 000 до 10 000 руб.

 Если стоимость табачной продукции без маркировки превысила 1,5 млн. руб., возможно привлечение к уголовной ответственности. Согласно статье 171.1 Уголовного кодекса, может быть взыскан штраф до 300 000 руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. Альтернативные варианты наказания — принудительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

За преступление, совершенное организованной группой лиц и (или) в особо крупном размере, уголовная ответственность будет еще суровей.

Эксперт Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Маркировка табака: последние новости

Новости размещает на своем сайте оператор системы «Честный знак» (им является Центр развития перспективных технологий). В одном из сообщений говорится об эксперименте, который проведен в марте 2020 года. Оборот целой партии импортных сигарилл — начиная от ввоза в РФ и заканчивая реализацией в розницу — был зарегистрирован в ГИС цифровой маркировки. В июле этого года сигариллы наравне с другими видами табачной продукции (сигарами, табаком для кальяна и проч.) подпадут под обязательную маркировку.

ОФД Отправляйте данные о проданных в розницу маркированных товарах через Контур.ОФД Подать заявку
12 335