Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе

Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе
Елена Маврицкая, 25 августа 2017 25 августа 2017

Открытый конкурс привлекателен для поставщиков тем, что победителя оценивают не только по цене контракта, но и по другим критериям: квалификации, опыту, качеству товара и проч. На практике победителями нередко становятся участники, предложившие не самую низкую цену, а опередившие конкурентов по другим параметрам. В нашей статье рассказано, какие правила федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» установил для проводения открытого конкурса и как оцениваются заявки участников.

Когда проводится открытый конкурс

Заказчик, который проводит госзакупку, вправе выбрать открытый конкурс, если выполняются три условия. Первое условие — объект закупки не входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых необходимо проводить аукцион. Второе условие — объектом закупки не являются технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары. Третье условие — объект закупки не представляет собой государственную тайну

Сколько времени длится открытый конкурс

В общей сложности открытый аукцион продолжается в среднем от одного до полутора месяцев. Всю процедуру можно условно разделить на несколько этапов (см. табл.). Процедура начинается с публикации сведений о закупке в ЕИС (единой информационной системе).

Чтобы не пропустить размещение интересующей поставщика информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Этапы открытого конкурса

Этап открытого конкурса

Сроки проведения и действия участников

Публикация закупки в единой информационной системе (ЕИС)

Не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками

Прием и регистрация заявок

Участник вправе подать только одну заявку. При необходимости заявку можно отозвать, и вместо нее внести другую с изменениями

Вскрытие конвертов с заявками и оформление протокола

Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Продолжительность этапа — 1 рабочий день

Оценка заявок

Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если объект закупки — работы в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик вправе оценивать заявки до 30 дней. По окончании в ЕИС публикуется итоговый протокол

Подведение итогов

Победителем становится участник, предложивший лучшие условия поставки по критериям заказчика

Заключение контракта с победителем

Не ранее, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС

Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса

В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:

  • данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
  • требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
  • способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
  • преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
  • запреты и ограничения по допуску товаров;
  • реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.

Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки

Заказчик вправе неоднократно вносить изменения в условия закупки. Главное, чтобы последнее изменение было внесено не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок. Менять можно все, кроме объекта закупки и размера обеспечительного платежа. Правда, последнее ограничение действует лишь в случае, если платеж увеличивается. Что касается уменьшения, то оно не возбраняется.

Каждое изменение увеличивает срок подачи заявки. Происходит это так: в день, когда внесены изменения, заказчик размещает обновления в ЕИС и указывает новые сроки подачи заявок. С момента публикации изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не менее десяти рабочих дней.

Как подготовить и подать заявку на участие

Участник должен оформить заявку в бумажном виде и запечатать в непрозрачный конверт, чтобы нельзя было увидеть его содержимое. Сведения о поставщике можно на конверте не указывать, так как заказчик обязан принять и зарегистрировать даже «безликий» конверт.

К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч. Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше. Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).

Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:

  • цена контракта;
  • свойства или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг или квалификация участника;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия. При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки. В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.

Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

После того, как рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Участник, набравший больше всех баллов, становится победителем.

Пример

В открытом конкурсе на оказание аудиторских услуг два участника: Компания 1 и Компания 2. При оценке заявок использовались два критерия: цена контракта и квалификация участника.

Компания 1 предложила цену контракта 40 000 руб., а Компания 2 предложила цену контракта 55 000 руб. Значимость критерия цены контракта, указанная заказчиком — 60%. Заказчик составил рейтинг обеих компаний по данному критерию:
Компания 1 получила 60 баллов (40 000 руб./ 40 000 руб. з 100% х 0,6);
Компания 2 получила 43,64 балла (40 000 руб. / 55 000 руб. х 100% х 0,6).
По критерию квалификации участника Компания 1 получила 25 баллов, а Компания 2 получила 45 баллов.

Итоговый рейтинг выглядит так: Компания 1 набрала 85 баллов (60 + 25), Компания 2 набрала 88,64 балла (43,64 + 45).

Победителем открытого конкурса объявлена Компания 2.

Сроки заключения контракта

Контракт с победителем заключается не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты публикации в единой информационной системе (ЕИС) итогового протокола. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Обязательным условием заключения контракта является внесение победителем платежа, обеспечивающего контракт.

В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся

Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай — когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов — запрос котировок (предложений).

Второй случай — когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ — закупку у единственного поставщика.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

1 302
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер