Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
Отчетность 6-НДФЛ до 31 июля

Сдать бесплатно через интернет

31
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 июля в ККТ должен быть фискальный накопитель Купить фискальный накопитель и услуги ОФД

Материалы по теме
Вчера
ФНС сообщила о мошенниках, которые сообщают налогоплательщикам о якобы имеющейся у них недоимке по налогам
18 июля
Налоговые преступления: за что «сажают» бухгалтеров
20 апреля 2012
Как доказать реальность сделки

В каких случаях налогоплательщикам, утратившим первичные документы, удается оспорить штрафы

7 июня 2012

В мае этого года налогоплательщики, не сохранившие свою «первичку», официально объявлены кандидатами на выездную ревизию. Соответствующие поправки внесены приказом ФНС России от 10.05.12 № ММВ-7-2/297@ в критерии оценки рисков, используемые при назначении выездных проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@)*. Но и прежде инспекторы часто проверяли организации и предпринимателей, у которых отсутствуют документы. Каким образом ревизоры доначисляют налоги и можно ли оспорить доначисления? Мы рассмотрели самые распространенные ситуации и узнали, к каким выводам приходят судьи.

Потеряны документы, подтверждающие расходы

Случается, что компании и предприниматели не в состоянии предоставить для проверки накладные, акты, товарные чеки и прочие документы, подтверждающие расходы. При этом наличие справки, где говорится о пожаре или ином стихийном бедствии, не избавляет налогоплательщика от проблем. Инспекторы, как правило, приходят к выводу, что величина затрат в декларации завышена, и доначисляют налог. Сумму его определяют одним из двух способов: либо на основании бумаг, которые есть в наличии, либо при помощи расчетного метода.

Первый способ обычно используют, если утрачены не все «расходные» документы, а только их часть. Ревизоры принимают лишь те затраты, что указаны в сохранившихся бумагах, а остальные аннулируют. Но судьи не разделяют подобный подход. По их мнению, величину затрат по потерянным документам необходимо определить расчетным путем, предусмотренным в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Эту норму полагается применять как при полной, так и при частичной потере «первички» (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.10 № А32-18823/2009-3/208).

Второй способ — применение расчетного метода. Он подразумевает, что инспекторы вправе вычислить недоплаченные налоги на основании данных о самом налогоплательщике или исходя из данных по другим аналогичным налогоплательщикам. Если проверяющие определяют сумму расходов расчетным путем, то судьи чаще всего соглашаются с доначислениями независимо от того, какие данные легли в основу.

Так, организация из Белгородской области не согласилась с решением по проверке, потому что сотрудники ИФНС не использовали сведения о других компаниях. Вместо этого ревизоры взяли данные о движении денежных средств на расчетном счете проверяемого налогоплательщика, а также информацию, предоставленную контрагентами в рамках встречной ревизии. Полученная величина расходов оказалась, по мнению налогоплательщика, сильно заниженной. Однако суд признал, что действия налоговиков не противоречат закону (постановление ФАС Центрального округа от 11.03.10 № А08-8891/2009-16).

Утрачены документы по доходам и расходам

Многие организации и ИП, пережившие пожар, наводнение, ограбление и пр., полностью или частично лишаются не только «входящих», но и «исходящих» документов. Соответственно, налогоплательщики не могут обосновать ни расходы, ни доходы, указанные в декларации.

Иногда инспекторы поступают следующим образом: доходы принимают безоговорочно, а расходы — только в части, которая подтверждена «первичкой». Получается, что при полном отсутствии документов по затратам, налоги считают со всей величины задекларированных доходов. Если сохранена или восстановлена часть «расходных» бумаг, то налоги начисляют с учетом только этой части. Но судьи находят, что это неправомерно, так как нельзя принимать доходную часть облагаемой базы и одновременно сокращать расходную (см., в частности, постановление восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.11 № А46-15632/2010).

Много примеров, когда работники ИФНС при отсутствии «первички», вообще не рассматривают цифры из деклараций, а определяют налоги расчетным путем. Причем для вычислений чаще всего используют сведения по аналогичным налогоплательщикам. Арбитражная практика противоречива: в одних случаях победу одерживают инспекторы, в других — компании и предприниматели.

В качестве примера решения «в пользу» налоговиков, можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.11 № А70-4978/2010. Организация пыталась доказать, что у компаний, выбранных ревизорами в качестве аналогичных налогоплательщиков, была другая численность и выручка. По этой причине сведения о них нельзя применять для расчетов. Однако судьи подтвердили правоту инспекторов. Ведь те произвели доначисления исходя из среднего показателя, а именно — отношения удельного веса налогов к выручке.

Но чаще судьи приходят к выводу, что «аналогичным налогоплательщиком» может быть только организация или ИП, чьи финансово-экономические показатели сопоставимы с показателями проверяемой компании или предпринимателя. Проще говоря, необходимо совпадение по количеству штатных единиц, объему выполненных работ, принадлежности к тому или иному региону, организационно-правовой форме заказчика и пр. Инспекции, которые не могут доказать такое совпадение, проигрывают споры (см., например, постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.11 № 09АП-22987/11, оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 24.02.12 № Ф05-245/2012).

Отсутствуют счета-фактуры

Вычет по налогу на добавленную стоимость предоставляется на основании счета-фактуры поставщика, это прямо следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ. Но как быть, если счет-фактура уничтожен во время пожара, наводнения или утрачен по другим уважительным причинам? Инспекторы считают, что вместе с документами теряется и право на вычет. Налогоплательщики же полагают, что даже при отсутствии счета-фактуры право на вычет сохраняется. А размер вычета в этом случае определяется расчетным методом, который предусмотрен пунктом 7 статьи 166 НК РФ.

В подобных спорах суды неизменно поддерживают налоговиков. Весной прошлого года Высший арбитражный суд пришел к выводу, что расчетный метод не предназначен для вычетов. Судьи подчеркнули: в пункте 7 статьи 166 НК РФ говорится о начислении налога «к уплате», поэтому применять ее для определения размера вычетов нельзя. Как следствие, утрата документов означает утрату права на вычет (постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.11 № 14473/10). Такой же позиции придерживаются и Федеральные арбитражные суды (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.11.11 № Ф07-9288/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.01.12 № Ф08-8073/2011).

Единственная возможность получить вычет — это предоставить для проверки пусть не оригиналы, но хотя бы копии счетов-фактур и прочих бумаг. В упомянутом выше постановлении Высшего арбитражного суда № 14473/10 говорится, что в случае уничтожения оригиналов, вычет можно подтвердить при помощи копий. И хотя на практике проверяющие отказываются принимать дубликаты, судьи встают на сторону налогоплательщика. Так, компания из Омска отстояла вычет при помощи копий счетов-фактур, платежных поручений и товарных накладных с выделенными суммами НДС (постановление восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.11 № 08АП-6654/11).

Есть способ не потерять документы

С 23 мая нынешнего года можно легко избежать ситуаций, когда компания безвозвратно утрачивает первичные документы и счета-фактуры. Все эти документы с указанной даты можно передавать, получать и хранить в электронном виде (см. «Сегодня будут выставлены первые юридически значимые электронные счета-фактуры»).

Электронные документы хранятся в зашифрованном виде на удаленных серверах оператора документооборота. При многократном резервировании, которое осуществляет оператор, физическое уничтожение электронным документам не грозит. Чтобы избежать описанных в статье доначислений, вам и вашим контрагентам достаточно подключиться к системе электронного документооборота.

 

*Критерии ФНС для отбора налогоплательщиков, которым назначается выездная проверка, используются в веб-сервисе «Эксперт». Сервис позволяет бухгалтеру самостоятельно оценить степень налоговых рисков и вероятность проведения выездной в отношении своей организации.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер