Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
Вчера
Суд признал законным исследование программ и другой информации, хранящейся в компьютере, во время выездной налоговой проверки
15 марта
13 марта
ФНС сообщила, в каком случае налоговики не должны вызывать в ИФНС руководителя организации для дачи пояснений по работе филиала

Налоговики разъяснили, какие документы инспекторы могут затребовать в рамках камеральной проверки декларации по НДС

27 августа 2015

Если в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС будут выявлены какие-либо противоречия, свидетельствующие о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога к возмещению, то инспекторы вправе затребовать у организации копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 10.08.15 № ЕД-4-15/13914@.

«Камералка» по НДС: общие правила

Как известно, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 1 ст. 31 НК РФ). В свою очередь, налогоплательщики обязаны такие документы представлять (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

По общему правилу, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Но у камеральных проверок деклараций по НДС есть некоторые особенности. В частности, при проведении таких камеральных проверок налоговики вправе затребовать у организации документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такими документами в соответствии с положениями статьи 172 НК РФ, являются счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога в бюджет.

Что потребуют при расхождении данных у поставщика и покупателя

Кроме того в пункте 8.1 статьи 88 НК РФ перечислены документы, которые налоговики вправе затребовать у налогоплательщика, если они выявят ошибки в декларации по НДС, а также и противоречия между декларациями поставщика и покупателя. Это счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. К таким «иным» документам в ФНС относят копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Напомним, что с 2015 года в информационной системе ФНС ежеквартально происходит перекрестная сверка данных из всех счетов-фактур между продавцами и покупателями (см. «НДС «под колпаком», или всеобщая камералка»). В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая не только запросит перечисленные выше документы, но и направит налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Как избежать расхождений

Самый надежный способ избежать расхождений между сведениями поставщика и покупателя — вести электронный документооборот. То есть обмениваться с контрагентами юридически значимыми электронными счетами-фактурами через оператора ЭДО (например, с помощью сервиса «Диадок»). В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.

Подключиться к системе для обмена электронными счетами-фактурами

Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Процесс трудоемкий, но только он поможет избежать массовых требований со стороны налоговых органов.

Свериться с контрагентами можно и в автоматическом режиме, с помощью сервиса «НДС+» (прежнее название — «Контур.Сверка»). Сервис встроен в систему для подготовки и отправки отчетности «Контур.Экстерн». Он отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур. Кроме того, сервис позволяет оценивать благонадежность контрагентов и суммы потенциальных доначислений.

По результатам сверки налогоплательщик исправляет в своей учетной системе ошибки, обсуждает с контрагентом, на чьей стороне допущена неточность, чтобы устранить разногласия между счетами-фактурами, и приглашает в сервис тех контрагентов, которые еще не загрузили свои книги.

Если все расхождения устранены, налогоплательщик отправляет в инспекцию «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на массовые требования ФНС, и риска доначислений НДС.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер