Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Отправить Регистрация
Восстановление пароля

ФНС: налоговики вправе продлить выездную проверку налогоплательщика, который не представил запрошенные документы

ФНС: налоговики вправе продлить выездную проверку налогоплательщика, который не представил запрошенные документы
30 сентября 2019

Если налогоплательщик не представил документы, запрошенные в ходе выездной налоговой проверки, это может стать поводом для ее продления. При этом не имеет значение, привлекался ли проверяемый налогоплательщик к ответственности за невыполнение требования о представлении документов. На это указала Федеральная налоговая служба в решении от 23.09.19 № СА-4-9/19303@.

Суть спора

Налоговое управление приняло решение о продлении выездной налоговой проверки организации до четырех месяцев. Причина — непредставление документов, запрошенных во время проверки, и неявка свидетелей в инспекцию.

Организация обратилась в ФНС с жалобой на решение управления и на действия проверяющих из инспекции. Она заявила, что представила все запрошенные  документы. В апреле 2019 года во время выездной проверки контролеры истребовали у нее ряд документов по расчетам с контрагентом за 2016-2017 годы, в том числе договоры, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты сверок. Организация ответила, что представляла данные  бумаги ранее, в 2017 году.

При этом организация отметила, что она не привлекалась к ответственности на основании статьи 126 НК РФ за непредставление документов, запрошенных в ходе выездной проверки. А это свидетельствует о соблюдении ею срока представления документов.

Также налогоплательщик указал, что за два месяца инспекторы были на территории организации всего восемь неполных рабочих дней. Это, по его мнению, подтверждает намеренное бездействие инспекции с целью затягивания сроков осуществления проверки.

Решение ФНС

В главном налоговом ведомстве отказались признать продление срока проверки незаконным, указав на следующее. В пункте 6 статьи 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок допустимо продлить до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основаниями продления срока выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться, в том числе:

  • непредставление лицом в установленный срок документов, необходимых для осуществления проверки (ст. 93 НК РФ);
  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации в 2017 году инспекторы запрашивали документы за период с 1 января по 31 марта 2017 года. А в апреле 2019 года во время выездной проверки у организации были истребованы документы по взаимоотношениям с контрагентом за 2016-2017 годы, то есть за другой период.

Непривлечение организации к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, не опровергает факта непредставления в установленный срок документов, необходимых для осуществления проверки.

Также ФНС отметила, что инспекция направила 33 повестки о вызове физлиц на допрос. Но на допрос явились только 8 человек.

Довод налогоплательщика о намеренном затягивании проверки, которое выразилось в том, что контролеры были на территории организации в течение только восьми дней, ФНС также отклонила. Обоснование — выездная проверка включает в себя не только проведение мероприятий налогового контроля на территории налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют контрольные мероприятия, которые необходимо провести в рамках налоговой проверки, а также целесообразность получения дополнительных документов.

На этом основании в вышестоящем налоговом органе пришли к следующему выводу. Действия по продлению выездной проверки до четырех месяцев направлены на обеспечение наиболее полного проведения налогового контроля. Соответственно, сам по себе факт вынесения оспариваемого решения о продлении ревизии не свидетельствует о его незаконности.

1 731