ЭЦП для отчетности можно получить без посещения инспекции
Как известно, с 1 января 2022 года руководители организаций и предприниматели должны получать сертификаты электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС. Такой порядок предполагает самостоятельное оформление заявки и других необходимых документов, а также личный визит в ИФНС для удостоверения личности. Однако в ряде крупных городов появилась возможность обойтись без похода к налоговикам.
По тарифу «Навигатор.Порталы» сертификат подписи можно получить в удостоверяющем центре экосистемы Контур. Вот как выглядит этот процесс:
- Руководитель организации или ИП заполняет заявку на выпуск сертификата в личном кабинете УЦ Контура. Это можно сделать как до, так и после оплаты счета по тарифу «Навигатор.Порталы».
- После оплаты счета и одобрения заявки клиент приходит в выбранный сервисный центр, где с ним работает сотрудник УЦ Контура — сверяет документы, удостоверяет личность и доводит заявку до выпуска сертификата. Это занимает от 30 минут.
- Клиент возвращается на свое рабочее место, где с дистанционной помощью сотрудника УЦ устанавливает сертификат на токен и настраивает для работы с ним свой компьютер. После этого сертификат электронной подписи готов к работе.
Получить сертификат ЭП для сдачи отчетности может только руководитель коммерческой организации, указанный в выписке из ЕГРЮЛ, или индивидуальный предприниматель, указанный в ЕГРИП. Если руководитель сменился, то надо дождаться, пока ФНС обновит данные реестра. Главам финансовых организаций вместо ФНС нужно обращаться в Центробанк. Должностным лицам бюджетных учреждений и руководителям госорганов — в Казначейство.
Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП
Сертификат ЭП действует 15 месяцев. В случае перевыпуска сертификата (поменялись данные организации, руководитель, потерялся токен и т.п.), новый сертификат тоже оформляется на 15 месяцев.
Пока такая технология получения сертификата ЭП действует только в некоторых крупных городах РФ. Например, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Белгороде, Челябинске, Уфе, Красноярске, Владивостоке и др. Однако количество городов, охваченных новой технологией, постоянно растет.
Смысл вот в чем. Раньше сертификат подписи для отчетности выдали коммерческие удостоверяющие центры. Это был сервис, ориентированный на клиента. С 2022 года порядок выдачи сертификатов изменили. Чаще всего сертификат можно получить только в ИФНС. А у них с клиентоориентированностью дела обстоят, скажем так, несколько хуже, чем в коммерческих УЦ. Проще говоря, получить там сертификат сложнее. Кроме того, там нет услуг по сопровождению (установка необходимого ПО и использование сертификата).