Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Отправить Регистрация
Восстановление пароля

Госзакупки по 44‑ФЗ: как изменились правила обеспечения контрактов с июля 2019 года

Госзакупки по 44‑ФЗ: как изменились правила обеспечения контрактов с июля 2019 года
16 июля 2019

С 1 июля 2019 года вступили в силу новые положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся обеспечения контракта. Среди наиболее важных изменений — разделение понятий «обеспечение контракта» и «обеспечение гарантийных обязательств», а также лимит по размеру обеспечения для малого бизнеса. Есть и другие новшества: четкие сроки, когда заказчик обязан вернуть обеспечение, право поставщика изменить способ обеспечения и проч. Этим и другим поправкам посвящена наша статья.

Новшества по обеспечению гарантийных обязательств

Прежние правила

До июля 2019 года заказчики могли при необходимости прописать в условиях закупки, что поставщик должен не только поставить товар или выполнить работу, но и предоставить гарантийное обслуживание. А при поставке и настройке машин и оборудования гарантия была обязательным условием контракта (ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ; далее Закон № 44-ФЗ).

Также в любых закупках заказчики имели право (хотя и не были обязаны) требовать, чтобы поставщик внес обеспечение не только самого контракта, но и обязательств по гарантийному сроку (подробнее об обеспечительных платежах читайте в статье «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Обеспечительный платеж можно было заменить банковской гарантией (подробнее о банковских гарантиях читайте в статье «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам»).

Указанные условия помогали заказчикам обезопасить себя на случай, если компания-производитель товара по той или иной причине не могла выполнить гарантийного обслуживания (например, из-за ликвидации или банкротства). Тогда все действия по гарантии приходилось совершить поставщику за свой счет. Если он этого не делал, заказчик не возвращал ему обеспечительный платеж.

Важная деталь: обеспечение контракта и обеспечение гарантии были неделимы. Это значит, что поставщик брал единую банковскую гарантию на обеспечение контракта и на обеспечение гарантийного обслуживания. Если обеспечение вносилось деньгами, и контракт был исполнен, а гарантийные обязательства нет, то поставщик лишался всей суммы обеспечения. Ту часть, которая приходилась на контракт, ему не возвращали.

Новые правила

С июля 2019 года прежние правила остались в силе. При этом появились четыре важных дополнения:

  • Понятие «обеспечение гарантийных обязательств» выделено из понятия «обеспечение контракта». Отныне поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств. Если платеж внесен деньгами, то при выполнении контракта и не выполнении гарантийных работ поставщик вправе требовать возврата той части обеспечения, что приходится на контракт.
  • Условие об обеспечении гарантийных работ стало обязательным для закрытых закупок (ч 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). Для всех прочих госзакупок оно остается добровольным: заказчик по своему желанию может его установить, либо отказаться от него.
  • Ограничен размер обеспечения гарантийных обязательств для поставщиков-субъектов малого предпринимательства (сокращенно СМП). Если такое обеспечение предусмотрено контрактом, то малые предприятия вносят его в сумме не более 10% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Это следует из новой редакции части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Покажем на примере. Допустим, компания-СМП поставляет мебель и проводит гарантийный ремонт. Поставщик вносит обеспечение контракта в сумме 30% от цены мебели плюс обеспечение гарантийных работ в сумме 10% от НМЦ. Для поставщиков, не относящихся к малом бизнесу, указанное ограничение не действует. 

  • Если обеспечение гарантийных обязательств предусмотрено контрактом, но поставщик его не предоставил, заказчик не должен подписывать документы о приемке товаров, работ или услуг (новая часть 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Сроки для возврата обеспечения контракта

До июля 2019 года в законе не был закреплен срок, в течение которого поставщик обязан вернуть обеспечение контракта. Единственное исключение составляла ситуация, когда победитель торгов на протяжении 30 дней поле объявления его победы по какой-либо причине не подписывал контракт. При подобных обстоятельствах закупку признавали несостоявшейся, а обеспечение контракта полагалось вернуть не позднее пяти рабочих дней.

В июле и далее действует норма, которая вводит четкие сроки для любых ситуаций. В закупках, проводимых только для СМП, заказчик обязан вернуть обеспечение контракта не позднее 15 дней, во всех прочих закупках — не позднее 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Какие еще изменения в правилах обеспечения контракта вступили в силу 1 июля 2019 года

Суть изменения

Норма Закона № 44-ФЗ

Поставщик вправе изменить способ обеспечения контракта, в т. ч. отозвать платеж и предоставить банковскую гарантию

ч. 7 ст.96 в новой редакции. 

Уточнено, что заказчик может досрочно вернуть часть обеспечения контракта за выполненные и оплаченные этапы поставки

новая ч. 7.3 ст. 96

Если у банка-гаранта отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить заказчику новое обеспечение контракта. Сделать это нужно в течение месяца после того, как заказчик направит поставщику соответствующее уведомление. В противном случае поставщик заплатит пени

новая ч. 30 ст. 34

Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

3 460